Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения
ВклВыкл

Настройки

Обычная версия


министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

РОЛЬ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МАГНИТНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

РОЛЬ ТРАНСКРАНИАЛЬНОЙ МАГНИТНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Алимова Е.Б., Тимофеева О.П., Сабирова Р.Р., Аганина Н.Г.

ОБГУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (директор к.п.н. Семейкина Т.В.) , Иркутск. Актуальность

В Иркутской области по данным министерства здравоохранения, в 2015 году зарегистрировано более 11,5 тысяч детей-инвалидов. В структуре инвалидности дети с психическими заболеваниями и расстройствами поведения составили 31,9%, болезнями нервной системы -19,5%.

 Даже при минимальной церебральной дисфункции у новорожденных в дальнейшем может наблюдаться формирование моторных, речевых и интеллектуальных нарушений. Как известно, основной причиной перинатальных нарушений является ишемия, гипоксия мозга во время беременности, родов или в первые дни жизни ребенка. Гипоксическое повреждение ведет к задержке созревания корковых нейронов и формированию патологических межнейронных связей, что ведет к недостаточной деятельности коры головного мозга. Таким образом, появляются жалобы на речевые и когнитивные нарушения, рассеянное внимание, гиперактивность, трудности в адаптации и учебе, общении со сверстниками, неловкость при выполнении целенаправленных действий, повышенную утомляемость, смену настроения.      

 Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) - неинвазивная безболезненная методика, использующаяся для стимуляции структур головного мозга. Стимуляция направлена на изменение функционального состояния области головного мозга, которая подвергается воздействию. Электрический ток, проходя через катушку создает переменное магнитное поле. Каждый последующий стимул приводит к возникновению электрического тока в коре головного мозга. Индуцируемое магнитное поле может вызывать тормозящий или возбуждающий эффект. Стимуляция с низкой частотой (до 1Гц) обычно обладает тормозящим действием, а стимуляция с высокой частотой (больше 1Гц) возбуждающим. ТМС выполняется при помощи индуктора (койла).

  Преимуществами данной процедуры являются:

 Неинвазивность;

 Безболезненность;

 Удобство и быстрота проведения;

 Минимум побочных эффектов;

 Возможность проведения как детям так и взрослым;

 Положительная динамика у большинства пациентов.

Целью исследования являлась оценкасостоянияпсихо-речевой сферы ребенкадо и после проведения лечения.

Материалы и методы.

За период с октября 2014 по декабрь 2015 годов комплексное лечение получили 230 детей в возрасте от 5 до 10 лет с диагнозами: задержка речевого (ЗРР), психо-речевого развития(ЗПР), нарушениями поведения, эмоционально-волевыми нарушениями, умственной отсталостью (УО).

Пациенты были разделены на три клинические группы.

Первую группу составили 74 ребенка, лечебный комплекс у которых включал – ТМС и медикаментозную терапию. Во вторую группу вошли 32 пациента, пролеченные по методике ТМС. Третья группа больных (124 ребенка) получила комплексное лечение: ТМС совместно с коррекционными занятиями логопеда, дефектолога или дополнительные занятия в школе раннего развития. Каждому пациенту протоколы составлялись индивидуально с учетом диагноза и поведения ребенка. Чаще проводилась высокочастотная стимуляция, количество процедур варьировало от 10 до 20, с периодичностью через день.

Результаты и обсуждение.

По нозологическим формам больные распределились следующим образом (таблица 1)

Таблица1.

 

диагноз

количество

%

ДЦП

9

4

Неврозы (логоневроз, энурез, тики)

4

1,7

Синдром  Дауна

5

2,2

ЗРР, ЗПРР, УО

209

90,8

Невропатии

3

1,3

 

  Прервали курс ТМС (по болезни или выписке) – 6 человек (2,6%), которые были исключены из исследования.

  Не отметили особых изменений – 8 человек (3,6%).

  Повторно провели ТМС – 12 человек (5,2%), из них 5 пациентов получили три курса лечения (2,1%).

Оценка результатов лечения проводилась по следующим критериям:

- показатели развития речи (появление фразовой речи, объёма активного словаря улучшение выговаривания отдельных слов;понимание обращённой речи, стремление использовать речь для общения);

- творческие способности ребёнка (развитие ручной умелости, овладение рисованием);

-психологический статус ребёнка (оценивались такие показатели, как коммуникация, активизация целенаправленной деятельности, эмоциональный фон, психическое развитие, преимущественно невербальный интеллект).

Результаты лечения в группах пациентов представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

Критерии

Группа 1

(n=74)

Группа 2

(n=32)

Группа 3

(n=124)

Улучшение показателей развития речи

22 (30%)

11 (35%)

68 (55%)

Улучшение творческих способностей ребёнка

5 (7%)

6 (20%)

31 (25%)

Улучшение психологического статуса

11 (15%)

10 (30%)

74 (60%)

 

 Клинические примеры

Дима Ч.– 4года, ЗРР. Проходил 1 курс №20 в августе-сентябре 2015г. Второй курс в феврале 2016г.

У ребенка появились новые слова, заговорил предложениями, положительная динамика отмечена и по ЭЭГ: улучшилась амплитуда фоновой записи, организация корковой ритмики, появилась реакция усвоения ритма световых мельканий низких частот.

Вероника Г.– 4года, УОТ. Прошла ТМС №8 в декабре и январе 2016г. После 3 процедуры стала открывать рот и показывать, что хочет есть; после 4 процедуры стала реагировать на собаку и рассматривать игрушки; после 6 стала внимательно следить за действиями родителей, требовать к себе внимания; после 7- взяла банан и стала есть и лучше пить из кружки. Мама отметила, что девочка стала гладить собаку и реагировать на обращенную речь. На 10 – появились односложные слова. Кроме изменений в речевой и интеллектуальной сферах родители отмечали улучшение творческих способностей некоторых детей, в частности рисовании.

Алиса П., 4 года с ЗРР кроме того, что заговорила предложениями, стала лучше рисовать.

Слава Е., 6 лет, ЗПРР. Стал спокойнее, появились отдельные слова, больше повторяет, лучше рисует, в конце курса стал из отдельных слов строить словосочетания.

Положительная динамика подтверждается и нейрофизиологическими показателями на электроэнцефалограмме: появляется альфа ритм, улучшается организация корковой ритмики, улучшается амплитуда фоновой записи. Данные изменения появляются и на фоне ноотропной терапии, но при транскраниальной магнитной стимуляции эти изменения видны у большинства пациентов и за более короткий период.

Выводы.

Применение в лечении транскраниальной магнитной стимуляции дает возможность не только вызвать функциональные, но и морфологические изменения в тканях мозга, направленно влиять как на состояние корковых элементов, так и на подкорковые структуры. Безболезненность и простота в использовании, высокая клиническая эффективность, возможность реже использовать медикаментозную терапию – преимущества данной лечебной процедуры. Наилучшие результаты достигаются при одновременном использовании ТМС и коррекционно-развивающих занятий с логопедом и дефектологом.

Рисунки Алисы (4 года ) до ТМС и после

 1

 

Рисунки Славы ( 6 лет) До ТМС и после

 2

Список использованной литературы:

1. Детская неврология: Майкл Э. Кохен, Патриция К. Даффнер — Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.- 352 с.

2. Клиническая детская неврология: Под редакцией А. С. Петрухина — Санкт-Петербург, Медицина, 2008 г.- 1096 с.

3. Клиническая неврология: Михаэль Дж. Аминофф, Дэвид А. Гринберг, Роджер П. Саймон — Москва, МЕДпресс-информ, 2009 г.- 480 с.

4. Неврология и нейрохирургия. В 2 томах. Том 1. Неврология (+ CD-ROM): Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, В. И. Скворцова — Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.- 624 с.

5. Неврология неспецифических систем мозга: А.М. Вейн — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 122 с.

6. Неврология: Ю. С. Мартынов — Москва, Издательство Российского, 2009 г.

7. Практическая неврология: Под редакцией А. С. Кадыкова, Л. С. Манвелова, В. В. Шведкова — Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2011 г.- 448 с.

8. Частная неврология: А. С. Никифоров, Е. И. Гусев — Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2008 г.- 768 с.

9. Методические основы транскраниальной магнитной стимуляции: С.С.Никитин, А.Л.Куренков – Москва 2006 г.

10. Лечебная ритмическая транскраниальная магнитная стимуляция: М.А.Роза, М.О. Роза.Практическое руководство.

 
 
 
 

Полезные ссылки

Министерство труда и социальной защиты РФ
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Государственная программа «Доступная среда»
Министерство образования и науки
Правительство Иркутской области
Официальный интернет-портал правовой информации
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Учебно-методический центр развития социального обслуживания
Иркутск — территория дружественная детям
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Юридическая помощь усыновителям, опекунам и приемным родителям
Портал государственных услуг Российской Федерации
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях