Логопед Ткач Г.В. -Кавалер Ордена Трудовой Славы
Кавалер ордена Трудовой Славы
Семейкина Т.В.,к.п.н.,
директор
ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей
и подростков с ограниченными возможностями»
г. Иркутск
Герасимчук Л.В.,
заведующая информационно-методическим отделом
Учебно-методического центра
Вы знаете, что произносит кошка, когда ловит мышку за хвостик? Вы сумеете воспроизвести «речь» индюка? Вы знаете о том, что рычать можно неправильно? А восьмилетний Илюша обо всем этом знает, потому что он не выговаривает звуки «л» и «р», и логопед Галина Васильевна учит его правильному произношению.
Небольшая зарисовка одного из занятий: сначала они посмотрели картинки, перечислили и обобщили изображенные на них предметы, потом вспомнили сказку про язычок, перед зеркалом показали, как язычок пьет чай, стряпает блинчики, чистит и считает зубки, затем перешли к настенной азбуке, в завершение искали правильные слоги на компьютере. В общем, славно поиграли. При каждой похвале педагога Илюша аплодировал себе и говорил: «Молодец!» Приход мамы ребенка мало обрадовал, мальчик упирался, уходить не хотел – помогли уговоры педагога и обещание скорой встречи.
Игровая форма занятий – это одна из технологий работы с детьми Галины Васильевны Ткач, логопеда высшей квалификационной категории реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Кроме книг, игрушек, других подсобных логопедических материалов, в ее кабинете находятся и специальное техническое оборудование, и даже металлические инструменты, зонды для логопедического массажа, очень похожие на медицинские, эти инструменты педагог держит в закрытом шкафу. Галина Васильевна владеет технологиями логопедического массажа, но в работе чаще использует зондозаменители: бытовые предметы, вот , как она это комментирует.
«Я использую в своей работе зеркало, счетные палочки, деревянный шпатель, чайную ложечку, спички, трубочки для коктейля, пальчик самого ребенка, а эти логопедические зонды использую не так часто. – рассказывает Галина Васильевна, – эти инструменты нужны родителям тех детей, у кого очень тяжелое нарушение речи, анартрия, так называется это заболевание. Оно требует длительного многолетнего домашнего лечения. «Представьте, -говорит Галина Васильевна, - если я подойду к ребенку с этими металлическими инструментами и попрошу открыть ротик. Это дополнительный стресс для ребенка с ограниченными возможностями, и так уже имеющего заболевание, проходящего лечение и реабилитацию».
Что такое страх и стресс для ребенка Галина Васильевна знает не понаслышке, ее послевоенное детство нельзя назвать счастливым. Воспоминания об отце вызывают у нее слезы. Василий Сергеевич Ткач был родом из Украины, откуда ушел на фронт, попал в плен, был отправлен в фашистский концлагерь. После освобождения из плена, Ткач Василий, как тысячи других узников фашистских концлагерей, был сослан в Тайшетлаг (впоследствии реабилитирован). Там, он познакомился с сибирячкой Антониной, будущей мамой Галины Васильевны и двух ее сестер. Школа, в которой начала учиться Галя, находилась в спецпоселении, куда был отправлен отец после Тайшетлага. Первоклассница Галя возвращалась домой через лес, по, так называемой, дороге-лежневке. С осени и всю зиму, когда густая темнота с раннего вечера накрывала окрестности, девочка одна стремительно бежала по скользким бревнам, подстегиваемая страхом и бьющей по спине матерчатой сумкой. На другом конце просеки стояла мама и кричала: «Галя, не бойся, я здесь». Когда семья переехала из спецпоселения в Тайшет, маленькая Галя ходила в школу уже другой дорогой: мимо лагеря, окруженного колючей проволокой, с солдатами на вышках, лаем собак – и это тоже было очень страшно. В детской психологии страх делится на категории, а в детском восприятии он не различается по степени выраженности, у ребенка страх либо есть, либо его нет. Поэтому Галина Васильевна в своей работе ласкова, внимательна, терпелива, а главное, она в каждом ребенке видит личность. «Я совершенно не вижу их ущербности, я чувствую, что у ребенка-инвалида есть душа и есть сердце, не смотря ни на какую тяжелую форму заболевания», – говорит Галина Васильевна.
Галина Васильевна отчетливо помнит свой первый рабочий день в реабилитационном центре. Несмотря на то, что у нее был большой опыт работы в школе для детей с нарушением слуха и речи, первый рабочий день в центре стал для нее стрессом: на прием привели девочку, у которой до локоточков не было ручек... Потом были и есть другие дети – дети, не умеющие разговаривать, ходить, дети с различными генетическими патологиями... В тот трудный адаптационный для педагога период неоценимую поддержку оказал коллектив.
За много лет в арсенале Галины Васильевны накопилось много историй , историй со счастливом концом и не очень счастливым. Галина Васильевна с удовольствием рассказывает о Даше – девочке с диагнозом ДЦП, Даша передвигается на коляске. Впервые Даша появилась в кабинете логопеда в 4 года. Когда через полгода занятий девочка сказала: «Тетя Галя, я хочу рассказать тебе анекдот», - педагог чуть не расплакалась: «Дашенька, какое счастье, что мы можем с тобой общаться, что ты можешь говорить и рассказывать о чем угодно». Сейчас Даше 16 лет, она пишет стихи, рассказы, учит английский язык и мечтает стать переводчиком. «Изумительная девочка, очень чувствительная, позитивная, она хочет состояться как личность, я ей восхищаюсь, – рассказывает Галина Васильевна, – есть дети с такой же формой заболевания, но у них апатия, они просто сидят в колясках или лежат, не имея никакой цели. Конечно, здесь большую роль играют родители, бабушки с дедушками. Даше повезло, у нее совершенно потрясающая бабушка Венера, которой девочка посвятила очень пронзительное стихотворение».
Занятия со взрослыми, сопровождающими ребенка на реабилитации, – это неотъемлемая часть работы логопеда. Галина Васильевна знакомит родителей с современными технологиями, которые являются основой реабилитации ребенка, обучает мам и пап, бабушек и дедушек элементарным приемам коррекции речевых нарушений, развитию памяти, внимания, восприятия. Как для каждого ребенка педагог индивидуально подбирает темп и способ усвоения знаний, так и своя индивидуальная работа проводится с родителями. С ними Галина Васильевна, не жалея сил и времени, занимается консультативно-просветительской работой, она убеждена, что положительная динамика логопедической коррекции и, в конечном счете, развитие ребенка, его будущее во многом зависят от семьи. Для положительного результата необходимы ежедневные занятия ребенка с близкими: родителями, бабушками и дедушками, которые, следуя рекомендациям логопеда и не прерывая ни на один день работу над речью, могут помочь сделать достигнутые успехи стабильными и необратимыми.
С давних пор девизом работы логопеда Галины Васильевны Ткач стала восточная пословица: «Стоит перестать грести, и течение сразу же относит назад». Для того, чтобы «течение не относило назад», педагог проводит консультации, практикумы, на которых родители знакомятся с методами логопедической коррекции. В число технологий, применяемых Галиной Васильевной, входят также информационные. Интернет помог Галине Васильевне организовать дистанционно работу с родителями, познакомить коллег из разных регионов со своим многолетним опытом работы, самой приобрести новые знания. С рекомендациями по организации коррекционной работы Г.В. Ткач все желающие могут познакомиться на ее сайте: «http: //nsportal.ru tkach-galina-vasilevna», где размещены портфолио педагога, ее электронные публикации: «Формы работы с родителями», «Коррекция звукопроизношения», «Артикуляционная гимнастика».
Наряду с практической деятельностью Галина Васильевна занимается методической работой. В 2013 году в сборнике ИИПКРО по итогам научно-практической конференции «Актуальные проблемы специального инклюзивного образования и пути их решения» опубликована статья Г.В. Ткач «Коррекция звукопроизношения в домашних условиях», к печати подготовлен программно-методический сборник «Что должны знать и уметь родители». В рецензии на программно-методическое пособие «Развитие лексико-грамматических категорий языка и связной речи у детей3 -7 лет проректор по учебно-методической работе, доктор педагогических наук, профессор ОГАОУ ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» Н.А. Переломова отмечает: «…Особенно ценно то, что данное пособие может использоваться родителями в домашних условия, делая процесс коррекции и развития речи перманентным, а значит – более результативным. В пособии представлена пошаговая система упражнений по развитию речи, формированию мелкой, а также артикуляционной моторики – система, которая готовит руку ребенка к письму, а артикуляционный аппарат – к формированию артикуляционных укладов свистящих, шипящих, сонорных звуков. ...Очень важно, что пособие дает практическую возможность родителям, другим членам семьи стать субъектами развития коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями».
Отличительной особенностью работы логопеда реабилитационного центра является то, что за достаточно короткий срок пребывания ребенка на реабилитации, срок, регламентированный государственным стандартом оказания социальной услуги в виде реабилитационных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания Иркутской области, специалист должен определить главную проблему ребенка и найти адекватные технологии коррекции. Пакет диагностик, разработанный Галиной Васильевной, содержит необходимые сведения для оперативной оценки логопедических проблем ребенка, что помогает составить индивидуальный план коррекционной работы. Многолетний опыт работы нашел отражение в системе критериев оценки логопедических проблем ребенка. Методическая лаборатория педагога содержит методики распознавания и коррекции псевдобульбарной дизартрии, методики комплексного развития подвижности мимико-артикуляционных мышц, методики формирования и развития коммуникативных навыков. Символично, на наш взгляд, называется программа, разработанная Ткач Г.В. «Логопедическая коррекция как условие социальной интеграции ребенка-инвалида».
Для коллег Галина Васильевна является образцом соблюдения профессиональной этики общения, предельно вежлива, выдержанна, корректна, собрана, компетентна в вопросах психологии детей с ограниченными возможностями, имеет энциклопедические знания по проблемам детей-инвалидов с ДЦП, детей с нарушением слуха и речи и других категорий, проходящих реабилитацию в центре. С уверенностью можно сказать, что, если у ребенка есть самый минимальный потенциал для логопедической коррекции, то он будет Г.В. Ткач реализован.
Общий стаж работы Галины Васильевны – 43 года. После окончания педагогического института она пришла работать в школу-интернат для глухих детей, которым отдавала свою душу, сердце и знания в течение 25 лет. Эти четверть века педагогического подвижничества не остались незамеченными – Галину Васильевну наградили орденом Трудовой Славы III степени. В 2012 году за многолетний труд, высокий профессионализм и безупречную работу она награждена Почетной грамотой Губернатора Иркутской области.
Неумолимая статистика свидетельствует, что, к сожалению, из года в год растет число детей с диагнозом «задержка речевого развития» и еще интенсивнее с диагнозом – «задержка психо-речевого развития», поэтому так востребованы в реабилитационном центре услуги логопеда. Ежегодно более 400 детей с различными логопедическими проблемами в сопровождении родителей (лиц, их заменяющих) обращаются за помощью к Галине Васильевне Ткач. Давайте умножим эту число на 12 лет, проработанных педагогом в центре, и мысленно представим огромный хор, который правильно и с большим усердием произносит одно только слово «здр-р-р-авствуйте». Правда, здор-р-рово получилось!