Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения
ВклВыкл

Настройки

Обычная версия


министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Логопед Ткач Г.В. -Кавалер Ордена Трудовой Славы

                            Кавалер ордена Трудовой Славы

 Семейкина Т.В.,к.п.н.,

директор

ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей

и подростков с ограниченными возможностями»

г. Иркутск

Герасимчук Л.В.,

заведующая информационно-методическим отделом

Учебно-методического центра

1     2 

Вы знаете, что произносит кошка, когда ловит мышку за хвостик?  Вы сумеете воспроизвести «речь» индюка? Вы знаете о том, что рычать можно неправильно? А восьмилетний Илюша обо всем этом знает, потому что он не выговаривает звуки «л» и «р», и логопед Галина Васильевна учит его правильному произношению.

Небольшая зарисовка одного из занятий: сначала они посмотрели картинки, перечислили и обобщили изображенные на них предметы, потом вспомнили сказку про язычок, перед зеркалом показали, как язычок пьет чай, стряпает блинчики, чистит и считает зубки, затем перешли к настенной азбуке, в завершение искали правильные слоги на компьютере. В общем, славно поиграли. При каждой  похвале педагога Илюша аплодировал себе и говорил: «Молодец!» Приход мамы  ребенка  мало обрадовал, мальчик упирался, уходить не хотел – помогли уговоры педагога и обещание скорой встречи. 

      Игровая форма занятий – это одна из технологий работы с детьми Галины Васильевны Ткач, логопеда высшей квалификационной категории  реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Кроме книг, игрушек, других подсобных логопедических материалов, в ее кабинете находятся и специальное техническое оборудование, и даже металлические инструменты, зонды для логопедического массажа,  очень похожие на медицинские, эти инструменты педагог  держит в закрытом шкафу. Галина Васильевна владеет технологиями логопедического массажа, но в работе чаще использует зондозаменители: бытовые предметы, вот , как она это комментирует.

       «Я использую в своей работе зеркало, счетные  палочки, деревянный шпатель, чайную ложечку,  спички, трубочки для коктейля, пальчик самого ребенка, а эти логопедические зонды использую не так часто. –  рассказывает Галина Васильевна, – эти инструменты нужны родителям тех детей,  у кого очень тяжелое нарушение речи, анартрия, так называется это заболевание. Оно требует длительного многолетнего домашнего лечения. «Представьте, -говорит Галина Васильевна, - если я подойду к ребенку с этими металлическими инструментами и попрошу открыть ротик. Это дополнительный стресс для ребенка с ограниченными возможностями, и так уже имеющего заболевание, проходящего лечение и реабилитацию».

     Что такое страх и стресс для ребенка Галина Васильевна знает не понаслышке, ее послевоенное детство нельзя назвать счастливым. Воспоминания об отце вызывают у нее слезы.  Василий Сергеевич Ткач был родом из Украины, откуда  ушел на фронт,  попал в плен, был отправлен в фашистский концлагерь. После освобождения из плена, Ткач Василий, как тысячи других узников фашистских концлагерей, был сослан в  Тайшетлаг (впоследствии реабилитирован). Там, он познакомился с сибирячкой Антониной, будущей мамой Галины Васильевны и двух ее сестер. Школа, в которой начала учиться Галя, находилась в спецпоселении, куда был отправлен отец  после Тайшетлага. Первоклассница Галя возвращалась домой через лес, по, так называемой, дороге-лежневке. С осени и всю зиму, когда густая темнота с раннего вечера накрывала окрестности, девочка одна стремительно бежала по скользким бревнам, подстегиваемая страхом и бьющей по спине матерчатой сумкой. На другом конце просеки стояла мама и кричала: «Галя, не бойся, я здесь». Когда  семья переехала из спецпоселения в Тайшет,  маленькая Галя  ходила в школу уже другой дорогой: мимо лагеря, окруженного колючей проволокой, с солдатами на вышках, лаем собак –  и это  тоже было очень  страшно.   В детской психологии страх делится на категории, а в детском восприятии он не различается по степени выраженности, у ребенка страх либо есть, либо его нет. Поэтому Галина Васильевна в своей работе ласкова, внимательна, терпелива, а главное, она в каждом ребенке видит личность. «Я совершенно не вижу их ущербности, я чувствую, что у ребенка-инвалида есть душа и есть сердце, не смотря ни на какую тяжелую форму заболевания»,  –  говорит Галина Васильевна.

    Галина Васильевна отчетливо помнит свой первый рабочий день в реабилитационном центре. Несмотря на то, что у нее был большой опыт работы  в школе для детей с нарушением слуха и речи,  первый рабочий день в  центре  стал  для нее стрессом: на прием привели девочку, у которой до локоточков не было ручек... Потом  были и есть  другие дети – дети, не умеющие разговаривать, ходить, дети с различными генетическими патологиями... В тот трудный адаптационный для педагога период неоценимую поддержку  оказал коллектив.

   За много лет  в арсенале Галины Васильевны накопилось много историй , историй со счастливом  концом и не очень счастливым.  Галина  Васильевна с удовольствием рассказывает о Даше – девочке с диагнозом ДЦП, Даша передвигается на коляске. Впервые  Даша  появилась в кабинете логопеда в 4 года. Когда через полгода занятий девочка сказала: «Тетя Галя, я хочу рассказать тебе анекдот», - педагог чуть не расплакалась: «Дашенька, какое счастье, что мы можем с тобой общаться, что ты можешь говорить и рассказывать о чем угодно». Сейчас Даше 16 лет, она пишет стихи, рассказы, учит английский язык и мечтает стать переводчиком. «Изумительная девочка, очень чувствительная, позитивная, она хочет состояться как личность, я ей восхищаюсь,  –  рассказывает Галина Васильевна,  –  есть дети с такой же формой заболевания, но у них апатия, они просто сидят в колясках или лежат, не имея никакой цели. Конечно, здесь большую роль играют родители, бабушки с дедушками. Даше повезло, у нее совершенно потрясающая бабушка Венера, которой девочка посвятила очень пронзительное стихотворение».

      Занятия со взрослыми, сопровождающими ребенка на реабилитации, – это неотъемлемая часть работы логопеда.  Галина Васильевна знакомит родителей с современными технологиями, которые являются основой реабилитации ребенка, обучает мам и пап, бабушек и дедушек элементарным приемам коррекции речевых нарушений, развитию памяти, внимания, восприятия. Как для каждого ребенка педагог индивидуально подбирает темп и способ усвоения знаний, так и своя индивидуальная работа проводится с  родителями. С ними Галина Васильевна, не жалея сил и времени,  занимается консультативно-просветительской работой, она  убеждена,  что положительная динамика  логопедической коррекции и, в конечном счете, развитие ребенка, его будущее  во многом зависят от семьи. Для положительного результата необходимы ежедневные занятия ребенка с близкими: родителями, бабушками и дедушками, которые, следуя рекомендациям логопеда и не прерывая ни на один день работу над речью, могут помочь сделать достигнутые успехи стабильными и необратимыми.

     С давних пор девизом работы  логопеда Галины Васильевны Ткач стала восточная пословица: «Стоит перестать грести, и течение  сразу же относит назад». Для того, чтобы «течение не относило назад», педагог проводит  консультации, практикумы, на которых  родители знакомятся с методами логопедической коррекции. В число технологий, применяемых Галиной Васильевной, входят также информационные. Интернет  помог Галине Васильевне организовать дистанционно работу с родителями, познакомить коллег  из разных регионов  со своим многолетним опытом работы, самой приобрести новые знания. С рекомендациями по организации коррекционной работы   Г.В. Ткач все желающие могут  познакомиться на ее сайте: «http: //nsportal.ru tkach-galina-vasilevna», где  размещены портфолио педагога,  ее электронные публикации: «Формы работы с родителями», «Коррекция звукопроизношения», «Артикуляционная гимнастика».

     Наряду с практической деятельностью Галина Васильевна занимается методической работой.  В  2013 году  в сборнике ИИПКРО  по итогам научно-практической конференции «Актуальные проблемы специального инклюзивного  образования и пути их решения»  опубликована  статья Г.В. Ткач «Коррекция звукопроизношения в  домашних условиях», к печати подготовлен  программно-методический сборник «Что должны знать и уметь родители». В рецензии  на программно-методическое пособие «Развитие лексико-грамматических категорий языка и связной речи  у детей3 -7 лет  проректор по учебно-методической работе, доктор педагогических наук, профессор ОГАОУ ДПО   «Иркутский институт повышения квалификации работников образования» Н.А. Переломова  отмечает: «…Особенно ценно то, что данное пособие  может использоваться  родителями  в  домашних условия, делая процесс коррекции и развития  речи перманентным, а значит – более результативным.   В пособии  представлена пошаговая система упражнений по развитию речи,  формированию мелкой, а также артикуляционной моторики – система, которая  готовит руку ребенка к письму, а артикуляционный аппарат – к формированию артикуляционных укладов свистящих, шипящих, сонорных звуков. ...Очень  важно, что пособие дает практическую возможность родителям,  другим  членам семьи стать субъектами  развития коммуникативных навыков у детей  с речевыми нарушениями».

      Отличительной особенностью работы логопеда реабилитационного центра является то, что  за достаточно короткий срок пребывания ребенка на реабилитации, срок, регламентированный   государственным стандартом оказания социальной услуги в виде  реабилитационных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания Иркутской области, специалист должен определить главную проблему ребенка и  найти адекватные технологии коррекции. Пакет  диагностик, разработанный  Галиной Васильевной, содержит необходимые сведения для оперативной оценки  логопедических проблем ребенка,  что помогает составить индивидуальный план коррекционной работы. Многолетний опыт работы нашел отражение в системе критериев оценки логопедических проблем ребенка.  Методическая лаборатория педагога содержит методики  распознавания и коррекции псевдобульбарной дизартрии, методики комплексного развития подвижности мимико-артикуляционных мышц, методики формирования и развития коммуникативных навыков. Символично, на наш взгляд, называется программа, разработанная Ткач Г.В. «Логопедическая коррекция как условие социальной интеграции  ребенка-инвалида».

    Для коллег Галина Васильевна является образцом  соблюдения профессиональной этики общения,  предельно вежлива, выдержанна, корректна, собрана, компетентна в вопросах психологии детей с ограниченными возможностями, имеет энциклопедические знания  по проблемам  детей-инвалидов с ДЦП,  детей с нарушением слуха и речи и других категорий, проходящих реабилитацию  в центре. С уверенностью можно сказать, что, если у ребенка есть самый минимальный потенциал для логопедической коррекции, то он будет Г.В. Ткач реализован.

     Общий стаж работы Галины Васильевны – 43 года. После окончания педагогического института она пришла работать в школу-интернат для глухих детей, которым отдавала свою душу, сердце и знания в течение 25 лет. Эти четверть века  педагогического подвижничества не остались незамеченными – Галину Васильевну наградили орденом Трудовой Славы III степени. В 2012 году за многолетний труд, высокий профессионализм и безупречную работу она награждена  Почетной грамотой Губернатора Иркутской области.

     Неумолимая статистика  свидетельствует, что, к сожалению, из года в год растет число детей с диагнозом «задержка речевого развития» и еще интенсивнее  с диагнозом – «задержка психо-речевого развития», поэтому так востребованы в реабилитационном центре  услуги логопеда. Ежегодно более 400 детей с различными логопедическими проблемами  в сопровождении родителей (лиц, их заменяющих) обращаются за помощью к    Галине Васильевне Ткач. Давайте умножим  эту   число на 12 лет, проработанных педагогом в  центре,  и мысленно представим  огромный хор, который правильно и с большим усердием произносит  одно только слово «здр-р-р-авствуйте». Правда, здор-р-рово получилось!   

 

   

 

 
 
 
 

Полезные ссылки

Министерство труда и социальной защиты РФ
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Государственная программа «Доступная среда»
Министерство образования и науки
Правительство Иркутской области
Официальный интернет-портал правовой информации
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Учебно-методический центр развития социального обслуживания
Иркутск — территория дружественная детям
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Юридическая помощь усыновителям, опекунам и приемным родителям
Портал государственных услуг Российской Федерации
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях