Их нужно отрабатывать в действии…
«Невозможно научить навыкам поведения и межличностного общения, просто рассказывая о них. Их нужно отрабатывать в действии», - утверждает П.Ф. Келлерман - один из ведущих современных психодраматистов, известный своими теоретическими и методическими разработками.
Отрабатывать навыки поведения и межличностного общения у детей с отклонениями, в первую очередь с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии – одна из главных задач социально-средовой реабилитации, которую специалисты решают и помогают решать родителям детей, поступающим на реабилитацию в ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Технологий и методов социальной адаптации детей достаточно много, но одной из самых востребованных у детей и подростков, получающих социальные услуги в отделении круглосуточного и дневного пребывания, расположенного в г. Шелехов, является театрализованная деятельность. Занятия по театрализованной деятельности ведет социальный педагог высшей квалификационной категории, талантливый человек Соловей М.В. На занятиях Соловей М.В. дети в интересной форме знакомятся с различными видами театра, инсценируют потешки, сказки, учатся передавать образы сказочных героев с помощью мимики, жестов, интонации, то есть всему, что может помочь детям освоить общепринятые навыки поведения, научиться общению со сверстниками и взрослыми.
Как известно, «человек выбирает, где лучше», вот «лучше» для социальной адаптации подростков Ангелины Б., Савелия К., Кости Г. и Даши Е. – это занятия по театрализованной деятельности. В этот, очередной для них, курс реабилитации М.В. Соловей познакомила их с куклами Би-Ба-Бо и помогла освоить приемы кукловождения, нет, не просто освоить, главное - использовать полученные навыки в социально значимой деятельности: подготовить спектакль для малышей. Выбор пал на английскую сказку «Три поросенка», с детства известную каждому. Несомненно, сказка была выбрана педагогом не случайно, вернее, Марина Владимировна подвела ребят к такому выбору, чтобы подростки, участвуя в инсценировке сказки, осознали, какую важную роль в жизни человека занимают такие нравственные понятия, как трудолюбие, разумность, терпение, взаимопомощь в трудных ситуациях и необходимость заботиться о будущем.
Как в настоящем театре состоялось распределение ролей, ежедневные репетиции и вот - премьера, где главные зрители - малыши и их родители. Все по-настоящему: звенит третий звонок, ведущая помогает зрителям вспомнить, а вернее, повторить правила поведения в театре, потому что накануне, во время «вечерних посиделок», детей знакомили с правилами хорошего поведения, в том числе и в театре.
Самодеятельные актеры справились с волнением, дети заняли места в партере актового зала, спектакль начался. Дети эмоционально встречали каждого героя, полная тишина воцарялась в зале только при появлении волка: все переживали за поросят, которые построили себе ненадежные домики.
С искренней радостью маленькие зрители откликнулись на предложение ведущей помочь самому ответственному поросенку построить прочный дом, выполнив под музыку веселые упражнения «Тук-тук, молотком, мы поможем строить дом».
Все хорошее, как известно, быстро заканчивается, вот и премьера подошла к концу. Спектакль закончился, а Марина Владимировна продолжила «отрабатывать навыки поведения и межличностного общения в действии». После бурного обсуждения содержания сказки и действий ее героев, все пришли к единодушному выводу: любое дело надо делать основательно, качественно, надежно, помогать друг другу, сразу работать и учиться хорошо, а то получится как в поговорках «делал наспех - сделал на смех», «поспешишь - людей насмешишь». Сказка убедительно показывает, что наспех сделанное быстро сломается, что, как говорит пословица, «согласие крепче каменных стен». В качестве доказательства дети приводили в пример наспех сделанное домашнее задание, в результате чего за это они или их друзья получали плохие оценки.
Как в настоящем театре, актеры вместе со своими куклами вышли поклониться зрителям, зрители их встретили бурными аплодисментами, которые в театре называются овациями. Желающие зрители, или, вернее, все зрители получили возможность поближе рассмотреть кукол, примерить их и даже попробовать их «оживить».
Питерс Л.В., специалист по социальной работе ОК и ДП г. Шелехов.