Интуитивное рисование.
Педагоги отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»: преподаватель декоративно-прикладного творчества Петрова И.А. и педагог-психолог Папенко С.И. - провели интегрированный мастер-класс для родителей детей, находящихся на стационарном обслуживании. Перед тем, как всем вместе осваивать технику интуитивного рисования (в нашем случае точечного рисования акриловыми контурами по стеклу), педагог-психолог С.И. Папенко описала и показала основные приемы интуитивного (правополушарного рисования). Она объяснила, что суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому полушарию мозга, более пригодному для этой деятельности. Интуитивное рисование – это ключик человека, маленького и взрослого, к своим внутренним эмоциям и переживаниям, к своему подсознанию. Когда человек рисует и не задумывается о своем произведении как художественном, то интуитивно выводит на листе бумаги то, что ему хочется, что ему кажется нужным в данный момент. В создаваемых человеком образах всегда проявляется его внутреннее «Я». Интуитивное рисование как метод арт-терапии – это замечательная возможность для человека избежать внутренней цензуры, убрать эмоциональные блоки и взглянуть на мир и на самого себя с другой стороны. Арт-терапия ставит своей целью помочь человеку решить его проблему, понять, в чем она заключается, рассмотреть разные и возможные пути выхода и создавшейся ситуации. Страхи, зажимы, комплексы, отрицательные эмоциональные состояния становятся уже не такими значимыми, не такими реальными, а главное - не такими безвыходными. Правополушарное рисование одновременно и лечит, и диагностирует, и приносит удовольствие от самовыражения. «Самое главное и значимое, - подчеркнула Светлана Ивановна, – вам не надо быть художником, вы можете рисовать, даже если никогда раньше не пробовали. Арт-терапия против оценивания, сравнений и критики». Практика давно доказала, что занятия интуитивным рисованием помогает детям и взрослым:
- учиться слушать свою интуицию и себя;
-справляться с барьерами: «я не смогу», «у меня не получится»;
-снимать стресс и отрицательные эмоциональные состояния;
-развивать творческий потенциал.
Стремясь получить новые навыки, родители под руководством преподавателя Петровой И.А. выполнили предложенное задание. Чтобы взрослые люди не чувствовали себя учениками, которые боятся не справиться с заданием, Инга Александровна напомнила о существующем мнении о том, что в мире всё уже придумано, а новое – это только комбинация старых способов, навыков, умений, которые предаются из поколения в поколение. Если говорить о роли точечной росписи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то, судя по большому опыту своей работы в реабилитационном центре, Инга Александровна знает, что занятия точечной росписью воспитывают усидчивость, усиливают концентрацию внимания еще и потому, что это занятие нравится всем детям без исключения, а полученный результат рождает у детей желание творить, создает позитивный настрой. Немаловажно и то, что для этой техники хорошо рисовать не обязательно, можно, и не умея, создавать интересные, оригинальные работы. Главное - научиться пользоваться инструментами, материалами и их возможностями. Мастер-класс пролетел незаметно, на память у родителей остались рисунки, хорошее настроение и желание помочь своим детям освоить эту простую технику релаксации, автором которой является американская учительница Бэтти Эдвард.
Бельтикова М.Д., заведующий отделением социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи.