Клинические рекомендации в реабилитации при детском аутизме

14 ноября в реабилитационном центре прошёл врачебный семинар, на котором врач-педиатр Татьяна Анатольевна Кафтунова сделала обзор клинических рекомендаций при таких психических заболеваниях, как умственная отсталость, специфические расстройства развития речи и расстройства аутистического спектра.
Клинические рекомендации – документы, содержащие основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации определённых заболеваний. Они необходимы для оказания качественной помощи и стандартизации процесса реабилитации. На основании нормативных документов клинические рекомендации обязательны к применению с 1 января 2025 года. В учреждении создана рабочая группа по разработке протоколов реабилитации на основе федеральных приказов. Определён перечень клинических рекомендаций применяемых в учреждении по нозологическим формам - ортопедия, неврология, психиатрия, нарушение слуха.
В соответствии с клиническими рекомендациями всем детям и подросткам с подозрением на аутизм (РАС) рекомендован осмотр психиатра, который и устанавливает диагноз.Диагностировать РАС у детей можно уже со второго года жизни, что способствует раннему началу реабилитации и улучшает прогноз. А также необходим осмотр педиатра, офтальмолога, генетика, сурдолога, невролога и гастроэнтеролога. Из инструментальных методов рекомендовано проведение объективной аудиометрии для исключения или выявления нарушений слуха.
Для оценки когнитивного развития детей используют различные методики, опросники и скрининги (опросник M-CHAT-R/F всем детям в возрасте от 16 до 30 месяцев, методика SCQ для детей в возрасте от 4 лет, проведение «Шкал развития Мэрилл-Палмер» (MPR) для оценки когнитивного развития у детей с РАС в возрасте до 78 месяцев, проведение «Плана диагностического обследования при аутизме (ADOS-2)» детям в возрасте от 12 месяцев. При РАС медикаментозное лечение применяется только с целью коррекции сопутствующих заболеваний.
К методам, не имеющим достаточных доказательств эффективности, относятся: терапия с животными (иппотерапия, канистерапия (собаки), дельфинотерапия), остеопатия, иглорефлексотерапия, арт-терапия, метод «Томатис» и биоакустическая коррекция, микрополяризация головного мозга, пересадка стволовых клеток, методика биологической обратной связи, мозжечковая стимуляция, безглютеновая, безказеиновая, кетогенная диета, методика холдинг-терапии.
К медицинской реабилитации относится постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов специально подготовленными педагогами, психологами, логопедами, родителями и другими родственниками ребёнка плюс регулярные врачебные приёмы врача-психиатра и врача-педиатра.
К комплексным программам психолого-педагогической реабилитации относятся:
- комплексная программа вмешательства основанная на принципах прикладного анализа поведения (ПАП,ABA)
- комплексная программа Денверская модель раннего вмешательства, ESDM (Early Start Denver Model) для детей с РАС в возрасте до 6 лет с целью развития речевых и когнитивных навыков
- инклюзивная программа LEAP детям дошкольного возраста с РАС от 4 лет
- программа TEACCH для детей, подростков и молодых людей с РАС с целью улучшения социального поведения и снижения частоты нежелательного поведения.
- Методика сенсорной интеграции по Айрес для развития способностей обработки сенсорной информации у детей с РАС возраста от 4 до 12 лет с уровнем интеллекта (IQ) выше 65 баллов и т.д.
К целевым программам(кратковременные программы, направленные на достижение результата, важного в текущий момент) относят:
- Когнитивно-поведенческая психотерапия
- Методика социальных историй для обучения социальных навыков
- Альтернативная и дополнительная коммуникация
- Обучение родителей работе с детьми и подростками с РАС
- Музыкальная терапия
- занятия АФК пациентам с РАС для улучшения моторных, физических и социальных навыков
В рамках санаторно-курортного лечения пациентов с РАС рекомендованы: массаж, занятия плаванием, верховой ездой, занятия АФК.
В качестве профилактики и диспансерного наблюдения рекомендован:
- Приём врача-психиатра не реже 1 раза в год всем детям с установленным диагнозом РАС.
- Приём врача-педиатра участкового не реже 1 раза в год всем детям и подросткам с установленным диагнозом РАС .
- Психообразование (семейное клинико-психологическое консультирование) родителей.
- Групповая психообразовательная работа с родственниками пациента с психическим расстройством и расстройством поведения с целью психологической поддержки семей в формате родительских семинаров, тренингов, групп поддержки.
- Постоянный мониторинг побочных эффектов принимаемых лекарственных средств всем детям с РАС.
