Мозжечковая стимуляция как эффективный метод в реабилитации детей с ОВЗ
Статья опубликована на сайте Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области https://irkobl.ru/sites/society/news/1058214/?type=special
В областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (г. Иркутск) появился уникальный тренажер Баламетрикс, применяемый для стимуляции мозжечка. В основу программы мозжечковой стимуляции заложена система умственных и физических упражнений, выполняемых на балансировочной доске.
Мозжечковая стимуляция – это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.
Педагог-психолог Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Шибанова Светлана Анатольевна прошла обучающий практикум в г. Москве по применению нейротренажеров (комплекс мозжечковой стимуляции Balametrics, умная восьмерка, межполушарные доски, кинезиологические мячи и мешочки) в коррекционно-развивающих занятиях с детьми.
Мозжечковая стимуляция как эффективный метод в реабилитации детей с ОВЗ имеет широкий спектр применения в коррекции различных нарушений: ЗПРР, ЗРР, ММД, СДВГ, поведенческие расстройства, нарушения координации движений и моторной неловкости, диспраксия, проблемы с обучением, нарушения устной и письменной речи: дисграфия, дислексия, дизартрия, дислалия.
На тренажере Баламетрикс ребенок выполняет различные упражнения, которые ему предлагает специалист, при этом он балансирует и пытается сохранить равновесие, стоя на специальной балансировочной доске. Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорные мешочки, цветонизированная рейка, стенд с мишенями, мишени с цифрами, мячи). В занятия включены упражнения из зарубежной системы Bal-A-Vis-X– «балансировочно-аудиально-визуальные упражнения», которые улучшают слуховое восприятие, развивают зрительное слежение, вестибулярную систему, чувство ритма, баланса, согласованные движения глаз, конечностей, корпуса, головы, умение владеть собственным телом, а также улучшают концентрацию внимания и самоконтроль.
Педагогом-психологом подбираются упражнения в зависимости от особенностей и возможностей ребенка. Выполняя упражнения на тренажере, ребенок манипулирует различными предметами, которые выстроены так, что ребенок пересекает срединную линию тела. При этом у ребенка развивается больше межполушарных связей и улучшаются прием и переработка информации. Таким образом, работа обоих полушарий мозга становится согласованной и эффективной, а значит повышается успешность ребенка в различных видах деятельности.
В ходе проведения занятий на тренажере Баламетрикс у детей повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшаются успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий с логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, при этом учитываются возраст ребенка, его возможности и особенности.
Бельтикова Марина Дмитриевна,
член ресурсного центра,
заведующий отделением социальной реабилитации
и психолого-педагогической помощи.