Применение метода Tomatis® в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями (г. Иркутск)
Статья опубликована на сайте Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области https://irkobl.ru/sites/society/news/1015340/?type=special
На помощь детям с различными нарушениями речи, в том числе с нарушением понимания речи, детям, поступающим на реабилитацию в областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», пришел метод Tomatis® – аппаратный педагогический метод, помогающий ребенку слушать и понимать речь.
Являясь альтернативным педагогическим средством, метод Tomatis® эффективно и естественным образом стимулирует мозг. Это дополнительный инструмент при медицинском лечении и использовании классических терапевтических методик. Пройти терапию методом слуховой стимуляции могут дети с речевыми расстройствами, трудностями в обучении, нарушением внимания, эмоциональными расстройствами, психомоторными нарушениями, расстройствами аутистического спектра.
Метод Tomatis® действует с помощью уникального портативного аппарата, называемого TalksUp. Аппарат был специально создан для обработки музыки и голоса с использованием специальных параметров. Производя специфическую обработку музыки и голоса, метод Tomatis® помогает детям и взрослым улучшить качество слушания. Во время сеансов слушания Tomatis® используется музыка Моцарта, григорианские хоралы, которые фильтруются конкретными параметрами и передаются благодаря наушникам с воздушной и костной проводимостью. Тембр и интенсивность музыкальной записи изменяются попеременно, не влияя на ритм и мелодию.
Перед прохождением курса слушания все дети в Реабилитационном центре проходят консультацию невролога и получают разрешение на прохождение данной процедуры. Сертифицированный практикант методаTomatis® Дейкина Юлия Геннадьевна, логопед отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи, проводит первичную консультацию, на которой родители могут задать все интересующие их вопросы, определить цели, которые они хотят достичь в развитии ребенка, а также сами ощутить на себе эффект Tomatis®. Кроме этого, на первой встрече родителям предлагается заполнить опросник TED, на основании которого потом можно наблюдать за динамикой развития ребенка.
Время слушания и общая длительность программы зависят от возраста и способностей к слушанию каждого клиента. Так, например, дети в возрасте двух лет слушают программу 40 минут в день в течение 14 дней, а дети с четырех лет слушают программу 1 час 20 минут ежедневно, так же – в течение 14 дней. Во время сеансов слушания дети вместе с родителями играют, собирают пазлы, лепят, рисуют, конструируют, играют в настольные игры, собирают мозаику.
Аудиовокальные тренировки в комплексе с развитием мелкой моторики – это весьма хороший потенциал в общем развитии детей с различными нарушениями речи. Родители таких ребятишек уже оставляют на сайте учреждения свои оценочные отзывы об использовании этого метода, где отмечают улучшение некоторых функций и положительную динамику в развитии своих детей.
Бельтикова Марина Дмитриевна,
член ресурсного центра,
заведующий отделением социальной реабилитации
и психолого-педагогической помощи.