Проведение практико – ориентированного семинара для специалистов Служб ранней помощи «Организация проведения углубленной оценки в программах ранней помощи. Построение и реализация индивидуальной программы ранней помощи».
С 22.09.2020г – 24.09.2020г специалисты Службы ранней помощи отделения социальной реабилитации и психолого – педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» провели обучение в онлайн – формате для специалистов Служб ранней помощи учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и воспитателей МБДОУг. Иркутска, с которыми заключен договор о сотрудничестве и МБДОУ, в составе которых есть лекотеки и(или) группы для детей с ОВЗ, детей-инвалидов по теме «Организация проведения углубленной оценки в программах ранней помощи. Построение и реализация индивидуальной программы ранней помощи».
В работе трехдневного практико-ориентированного семинара, подготовленного и проведенного специалистами ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» приняли участие 42 специалиста, в том числе 35 специалистов учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, и 7 специалистов из двух муниципальных учреждений дошкольного образования г. Иркутска.
В первый день участники практико – ориентированного семинара познакомились с технологией построения индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП).
Педагог-психолог высшей квалификационной категории, руководитель Службы ранней помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Еремеева Наталья Викторовна, представила следующие темы «Служба ранней помощи: от регистрации обращения до входа в программу. Актуализация пройденного материала» и «Технология построения программы ранней помощи для детей с функциональными нарушениями». Вместе с участниками курса Наталья Викторовна актуализировала знания, полученные в ходе первого модуля обучения – от регистрации обращения семьи и заполнения опросника KID-R/RCDI-2000 до входа в программу. На второй лекции педагог – психолог подобно остановились на технологии разработки ИПРП, её принципах, важнейших компонентах, формулировках написания целей для ребёнка и семьи. Слушатели курса потренировались в правильном написании целей в режиме реального времени. Было разобрано содержание ИПРП, графы из которых она состоит и роль каждого участника междисциплинарной команды в написании ИПРП.
Врач по лечебной физкультуре II квалификационной категории, педиатр, Авдалян Азнив Титаловна раскрыла тему «Роль физического терапевта (врача ЛФК, инструктора ЛФК) в программе ранней помощи». Рассказала о роли физического терапевта в междисциплинарной команде Службы ранней помощи на этапах углубленной оценки, построения и реализации ИПРП. Раскрыла вопрос о специфике проведения занятий для детей раннего возраста. Участникам семинара был представлен конкретный клинический случай из практики с использованием видеоматериалов, показывающий динамику двигательного развития ребенка, реализующего ИПРП.
Второй день обучения был посвящен детям с РАС и другим нарушениям коммуникации. Антипина Светлана Владимировна, педагог – психолог Службы ранней помощи раскрыла тему «Раннее вмешательство при РАС. Общие аспекты. Доказательные практики». Светлана Владимировна осветила статистику распространенности РАС в мире на сегодняшний день, современные гипотезы причин возникновения РАС. Подробно остановилась на «красных флажках аутизма», а также диагностических критериях РАС по DSM-5 и МКБ-10. Педагогом – психологом были представлены современные апробированные скрининговые методы диагностики РАС для детей раннего возраста. Подробно остановилась на доказательных практиках и программах работы с детьми раннего возраста с РАС.
Учитель-дефектолог первой квалификационной категории, Вершинская Светлана Петровна, раскрыла тему «Постановка функциональных целей при построении ИПРП для детей с РАС». Рассказала участникам семинара о технологии проведения первичного приёма детей с РАС. Подробно разобрала признаки РАС по доменам протокола первичного приёма, которые могут увидеть специалисты. Осветила нюансы проведения дифференциальной диагностики и диагностический маршрут ребенка с РАС. Также слушатели тренировались в режиме реального времени ставить функциональные цели для семьи и ребенка с РАС по заданию Светланы Петровны.
Логопед первой квалификационной категории, Гончарова Анастасия Александровна, осветила тему «Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста». Специалистом подробно был разобран онтогенез коммуникативного развития ребенка раннего возраста, трудности коммуникации, которые могут возникать у детей с различными нарушениями. Анастасия Александровна подчеркнула роль родителей в формировании и развитии коммуникативных навыков, а также рассказала про «коммуникативный дом», подробно описала роль каждого его компонента на развитие речи и коммуникации. Слушатели получили конкретные приёмы и практики помощи родителям по развитию коммуникативных навыков ребенка раннего возраста.
Третий день специалисты посвятили игровой деятельности и психическому здоровью детей раннего возраста. Педагог-психолог первой квалификационной категории, Шибанова Светлана Анатольевна выступила с темой «Формирование общения в диаде мать-дитя. Диагностика и коррекция нарушений». Светлана Анатольевна осветила понятие психического здоровья детей раннего возраста и факторы, влияющие на его формирование. Перечислила признаки нарушения психического здоровья детей раннего возраста. Подробно рассказала о фазах формирования привязанности по Дж. Боулби. В режиме онлайн коллеги смогли потренироваться в определении типа привязанности по описанию реакций ребенка на уход и возвращение мамы. Педагогом – психологом были даны конкретные рекомендации по формированию надежной привязанности между ухаживающим взрослым и малышом.
Учитель-дефектолог, Королева Ирина Александровна раскрыла тему «Содействие развитию познания и игровой деятельности ребенка раннего возраста». Специалистом были перечислены этапы развития игровой деятельности и значение каждого этапа игры на психического развитие ребенка. Ириной Александровной была подчеркнута неразрывность игровой деятельности и познавательного развития ребенка раннего возраста. Участникам семинара была представлена подборка видеоматериалов, демонстрировавших этапы игровой деятельности и маркеры перехода от одного этапа игровой деятельности к другому. Также коллегам было предложено определить тип игры по видеороликам.
В завершении практико – ориентированного семинара прошел круглый стол в онлайн – формате «Спрашивайте – отвечаем». В ходе круглого стола специалисты учреждений социального обслуживания и воспитатели МБДОУ г. Иркутска смогли задать интересующие их вопросы специалистам Службы ранней помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Участники семинара активно участвовали в круглом столе, задавая вопросы, касающиеся технологии проведения первичного приема, заполнения документации и современных методов диагностики РАС.
Участники практико – ориентированного семинара дали высокую оценку специалистам Службы ранней помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Из отзывов, размещенных на сайте учреждения: «Большое спасибо специалистам Службы ранней помощи реабилитационного центра за информацию, которой они поделились в ходе нашего обучения. За два модуля мы получили не только много теоретической, но практической информации, которую сможем применять в своей работе.» «Спасибо большое за проведённую работу. Коллеги достаточно полно и профессионально представили информацию, а также ответили на интересующие вопросы. Спасибо за полную теорию, подкрепленную практическими заданиями, видео, а также за подборку литературы, отдельная благодарность. Благодарим за работу!» «Выражаем слова благодарности руководству и специалистам ранней помощи ОГБУСО РЦ за профессионализм, чуткость, внимательное отношение к каждому обучающемуся. Всем коллегам понравилась организация процесса, вариативность форматов обучения. Весь учебный материал был представлен как в устном, так и в электронном формате. Все было доступно, понятно и очень интересно. Желаем Вам успехов и процветания!»
Бельтикова М.Д., член межведомственного ресурсного центра для обеспечения информационной, методической поддержки территориальных служб ранней помощи, родителей (законных представителей) детей раннего возраста с ОВЗ по вопросам диагностирования образовательного уровня ребенка, вопросам воспитания и обучения.