Вебинар «Формирование бытовых навыков как важнейшего компонента развития детей раннего возраста».
04.09.2020 года в рамках проекта онлайн-поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, Еремеева Наталья Викторовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», провела вебинар на тему: «Формирование бытовых навыков как важнейшего компонента развития детей раннего возраста».
К участию в вебинаре были приглашены родители детей с ОВЗ, а также педагоги, которые оказывают социальную и психолого-педагогическую помощь таким детям и их родителям.
Педагог-психолог рассказала о важности овладения ребенком раннего возраста самостоятельными навыками приёма пищи, одевания, раздевания, опрятности и т.д. Осветила понятие «естественной среды» и важность развития ребенка именно в естественной для него среде, т.е. дома и на прогулке, где главным человеком выступает мама или другой ухаживающий взрослый. Наталья Викторовна дала характеристику рутин (дел, которые выполняет малыш с мамой ежедневно). Именно в естественной среде, в процессе выполнения рутин, ребенок формирует и оттачивает свои навыки самостоятельного приёма пищи, одевания и раздевания, передвижения, умывания и т.д.
Педагог-психолог Еремеева Н.В. подчеркнула, что только родитель имеет уникальную возможность помогать своему ребенку совершенствовать данные навыки 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, давая ему ценный опыт почувствуется себя самостоятельным, компетентным, умелым. Задача специалиста состоит в том, чтобы помочь родителям выбрать правильную стратегию, поддержать семью, помочь разрешить встающие трудности, часто связанные с диагнозом малыша, помочь адаптировать среду под ребёнка.
Наталья Викторовна подробно остановилась на разборе такого важного навыка как самостоятельный приём пищи. Были освещены этапы приема пищи, условия, необходимые для того, чтобы ребенок самостоятельно освоил этот навык, а также подробно остановилась на обучающих возможностях, которые важно использовать, совершенствовать и усложнять по мере взросления ребенка, чтобы процесс приёма пищи приносил пользу не только в виде насыщения, но и развития психических процессов малыша.
Педагогом – психологом было отмечено, что дети, овладевшие основными навыками самообслуживания в раннем возрасте, в дальнейшем легче овладевают другими, более сложными академическими навыками, необходимыми для успешного развития высших психических функций и социальной адаптации.
Бельтикова Марина Дмитриевна,
член ресурсного центра,
заведующий отделением социальной реабилитации
и психолого-педагогической помощи.