Вебинар «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ. Интуитивное (правополушарное) рисование».
26.06.2020 года в рамках проекта онлайн-поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, Папенко С.И., педагог-психолог отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», провела вебинар «Методы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ. Интуитивное (правополушарное) рисование».
К участию в вебинаре были приглашены родители детей с ограниченными возможностями, а также педагоги, которые оказывают социальную и/или психолого-педагогическую помощь таким детям и их родителям. В вебинаре приняли участие 10 человек.
Актуальность методов арт-терапии, безусловно, возрастает в наше непростое время, когда в условиях самоизоляции дети лишены многих привычных возможностей, и родители находятся в поиске новых методов и приемов для самостоятельных занятий с детьми дома. Ведущая вебинара, С.И. Папенко, по запросу участников, уточнила понятие арт-терапии, рассказала о многообразии методов арт-терапии, а также использовании некоторых из них в работе с детьми с ОВЗ, и познакомила с методом интуитивного (правополушарного) рисования. Педагог-психолог поделилась опытом применения данного метода в работе с детьми с ОВЗ, их родителями и педагогами.
Участники вебинара узнали, что арт-терапия в психологии – это лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса. Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями здоровья и с детьми-инвалидами является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы.
Занятия с использованием арт-терапевтических техник и приёмов не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Применение нетрадиционных техник в воспитательном процессе родителям и педагогам позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес.
Использование арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с детьми-инвалидами представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества; развивает мелкую моторику, творчество и воображение; создает эмоционально-положительный настрой детей; нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций, что помогает преодолевать робость, страх; ценностью арт-терапии выступает не результат (творческий продукт), а сама личность участника.
Суть метода интуитивного (правополушарного) рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. Интуитивное рисование одновременно и лечит, и диагностирует, и приносит удовольствие от самовыражения. А самое главное и значимое, что Светлана Ивановна помогла открыть для себя участникам вебинара, - рисуя вместе с детьми, им не надо быть художниками! Они могут рисовать, даже если никогда раньше не пробовали.
Бельтикова Марина Дмитриевна,
член ресурсного центра,
заведующий отделением социальной реабилитации
и психолого-педагогической помощи.