Вебинар «Музыкально-дидактические игры и развитие слуха у детей».
31.08.2020 года в рамках проекта онлайн-поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, Кузнецова Кристина Вячеславовна, музыкальный руководитель отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», провела вебинар «Музыкально-дидактические игры и развитие слуха у детей».
К участию в вебинаре были приглашены родители детей с ограниченными возможностями, а также педагоги, которые оказывают социальную и/или психолого-педагогическую помощь таким детям и их родителям.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию.
Актуальность заключается в том, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями познать мир музыки через различные музыкальные игры и пение.
Использование дидактических игр в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложный процесс восприятия музыки, требующий от человека внимания, памяти, мышления. Музыкально-дидактические игры воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, расширяют музыкальное восприятие в целом. В основу квалификации игр положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков: высота (развитие звуковысотного слуха); ритмические отношения (развитие ритмического чувства); тембровая окраска (развитие тембрового слуха); динамические оттенки (развитие динамического слуха.)
Кристина Вячеславовна считает, что пение – это вид музыкальной деятельности, в процессе которого успешно развивается эстетическое отношение к жизни; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений.
Целью певческих упражнений, т.е. распевание, является развитие певческой техники и музыкального слуха. Каждое упражнение имеет свою задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования. По определению психолога Б.М. Теплова главными компонентами музыкального слуха являются: звуковысотный слух, тембровый слух, гармонический слух, мелодический слух и динамический слух.
Для формирования и развития внимания, памяти музыкальный руководитель использует на своих занятиях различные дидактические игры. («Музыкальные сосуды»; «Мажор и минор»; «Цветы – настроения»).
Музыкальный руководитель Кузнецова Кристина Вячеславовна рассказала родителям детей с ОВЗ о том, как можно научиться различать звуки. Благодаря игре «Музыкальные сосуды», дети услышали, что каждый стаканчик имеет свой своеобразный звук, также эта игра помогает запоминать звуки и воспроизводить их самим.
В заключении виртуальной встречи участники вебинара выполнили интересные дыхательные упражнения. Кристина Вячеславовна рассказала о том, что эти упражнения полезно выполнять перед распеванием или пением.
Бельтикова Марина Дмитриевна,
член ресурсного центра,
заведующий отделением социальной реабилитации
и психолого-педагогической помощи.