Вебинар «Особенности образования детей с ОВЗ. Специфические особенности различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями при реализации ФГОС».
13.11.2020 года в рамках проекта онлайн-поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, Папенко С.И., педагог-психолог отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», провела вебинар «Особенности образования детей с ОВЗ. Специфические особенности различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями при реализации ФГОС».
К участию в вебинаре были приглашены родители, а также педагоги, которые оказывают социальную и/или психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.
В настоящее время в системе общего образования на территории России, подчеркнула педагог – психолог, реализуется шесть федеральных государственных образовательных стандартов. Два из них, в соответствии с ФЗ от 29.12.2012 г. №ФЗ-273 «Об образовании в РФ», условно называют ФГОС инклюзивного образования. Главной целью их реализации является обеспечение доступного качественного образования для всех обучающихся, имеющих любые отклонения от нормативного развития.
Образовательная среда, чтобы сохранить свои изначальные цели и ориентиры, вынуждена предъявлять требования к ребёнку, к которым он должен приспособиться. Как следствие, в процессе образования, социализации и психологического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), возникают противоречия между требованиями образовательной среды и возможностями ребёнка.
Стандарт регламентирует организацию образования для разных групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Приказ МОиН РФ № 1598 регламентирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся:
• с нарушениями слуха (глухие; слабослышащие; позднооглохшие);
• с нарушениями зрения (слепые; слабовидящие);
• с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
• с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с расстройствами аутистического спектра);
• с задержкой психического развития;
• с тяжелыми нарушениями речи;
• со сложными недостатками развития.
Приказ МОиН РФ № 1599 регламентирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся:
• обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
• обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), в т.ч. обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее - ТМНР).
Наиболее подробно Светлана Ивановна остановилась на специфических особенностях, препятствующих усвоению образовательной программы обучающимися с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями.
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ (далее Стандарт) учитывает различный характер нарушений обучающихся: нарушения работы органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра.
Педагог – психолог представила вниманию родителей таблицу, в которой соотносятся категории детей с ОВЗ и соответствующие варианты программ ФГОС НОО, дается определение каждой категории, а также предоставила гиперссылку на источник.
В конце вебинара Светлана Ивановна предоставила родителям информацию о контактах ЦПМПК Иркутской области и ПМПК г. Иркутска;
о группах и классах для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ и общеобразовательных школах г. Иркутска; учреждениях, в которых ребёнку оказывается психолого-медико-педагогическое сопровождение; о реестре профессиональных образовательных организаций Иркутской области, реализующих адаптированные образовательные программы профессионального обучения. Также вниманию родителей была представлена памятка для родителей детей с ОВЗ.
Зав. отделением социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи
М.Д. Бельтикова