Вебинар «Психологическая готовность ребенка к школе»
18.08.2020 года в рамках проекта онлайн-поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, Папенко С.И., педагог-психолог отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», провела вебинар «Психологическая готовность ребенка к школе».
К участию в вебинаре были приглашены родители, а также педагоги, которые оказывают социальную и/или психолого-педагогическую помощь детям и их родителям. В вебинаре приняли участие 10 человек.
Светлана Ивановна считает, что от того, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка. А от этой самооценки зависит и дальнейший успех в жизни ребенка, то, чего он сможет в ней добиться. Школа – это тот базис начальных знаний, который позволяет приобрести столь необходимую для успешного продвижения в жизни и самопрезентации эрудицию. И очень важно, чтобы ребенок умел учиться самостоятельно, а не под угрозой родительского наказания, чтобы обучение вызывало у него интерес, желание что-то узнать самому, желание учиться. В этом случае ребенок сохранит тягу к постижению новых знаний на всю жизнь, а это уже само по себе гарантирует успех. Но возможно это только тогда, когда ребенок будет чувствовать, что обучение в школе дается ему без особого труда.
Поэтому очень важно, считает педагог - психолог, чтобы ребенок пошел в школу уже подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась бы для него непосильным грузом. Для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями, соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать. И затем, обнаружив где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься с ним именно в данном направлении. Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и воспитателей детского сада.
Светлана Ивановна рассказала родителям на вебинаре о том, что психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Педагог – психолог отметила, что что под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. В набор «школьной готовности» входят следующие составляющие: личностная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, социальная готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
В конце вебинара Светлана Ивановна познакомила родителей с примерным содержанием диагностических методик для определения психологической готовности ребенка к обучению в школе, а также показала буклет по теме вебинара.
Бельтикова Марина Дмитриевна,
член ресурсного центра,
заведующий отделением социальной реабилитации
и психолого-педагогической помощи.