Размер шрифта:
200%
Цвета сайта:
Изображения
ВклВыкл

Настройки

Обычная версия


Правила приема

+7 (3952) 30-06-48 РЕГИСТРАТУРА

+7 (3952) 30-18-88 ПРИЕМНАЯ

Адрес и режим работы центра

министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Вебинар «Развитие фонематического восприятия у детей посредством игровых упражнений»

 дж

14.09.2020 в рамках проекта онлайн – поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, Дейкина Юлия Геннадьевна, логопед отделения социальной реабилитации и психолого - педагогической помощи ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» провела вебинар «Развитие фонематического восприятия у детей посредством игровых упражнений».

К участию в вебинаре были приглашены родители, детей с ограниченными возможностями. В процессе вебинара родители задавали логопеду вопросы по развитию фонематического восприятия детей и получили ознакомительную информацию об использовании игровых приемов и методов, которые можно использовать для развития фонематических процессов.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Для детей с задержкой психического развития характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень фонематического анализа. У таких детей возникают трудности в различении нарушенных в произношении и правильно произносимых звуков: твердых и мягких, звонких и глухих. Это проявляется в том, что дети часто ошибаются при повторении слогов с акустически близкими звуками. Не все дети достаточно четко могут определить с какого звука начинается то или иное слово, не различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их: не дифференцируют на слух звуки п-б, к-г, с-ц, с-ш, ш-ж и другие.

Несформированность фонематического восприятия снижает у детей готовность к овладению фонемным анализом и синтезом. Перечисленные трудности не позволяют детям полноценно усваивать программу общеобразовательной школы, а в процессе обучения письму и чтению у них появляются специфические ошибки, такие как замены согласных букв, пропуски, перестановки букв и слогов, замены гласных под ударением, вставка лишних букв.

Чтобы развитие фонематического восприятия было максимально результативным, Юлия Геннадьевна порекомендовала родителям использовать принцип постепенности, чтобы материал усваивался правильно и своевременно, помогая детям лучше осваивать школьную программу, ведь развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Очень важно чтобы упражнения, проводимые родителями и педагогами на формирование фонематического восприятия, проводились в игровой форме, чтобы они не были трудны к пониманию, в данных упражнениях у детей должны участвовать слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Также логопед обращала внимание, чтобы задания были содержательные, чтобы дети получали во время занятий знания.

Представленные логопедом игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Родителям было рекомендовано предлагать упражнения и игры для развития фонематического восприятия, опираясь на принцип от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинать работу можно с этого уровня.

 

Бельтикова Марина Дмитриевна,

член ресурсного центра,

заведующий отделением  социальной реабилитации

и психолого-педагогической помощи.

ш

 
 
 
 

Полезные ссылки

Министерство труда и социальной защиты РФ
Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Министерство образования и науки
Правительство Иркутской области
Официальный интернет-портал правовой информации
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Региональный ресурсный многопрофильный центр РОСТ
Иркутск — территория дружественная детям
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Портал государственных услуг Российской Федерации
Официальный сайт для размещения информации об учреждениях