Отделение социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи
Заведующая отделением Бельтикова Марина Дмитриевна
Предоставляет в стационарной и полустационарной формах виды услуг:
Важной составляющей комплексной реабилитации является социальная реабилитация и психолого-педагогическая коррекция. Эти направления комплексной реабилитации реализует коллектив отделения социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи: логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, преподаватели изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, музыкальные руководители, инструкторы по труду, социальные педагоги. Социально-психологические и социально-педагогические услуги решают вопросы социальной адаптации, интеграции и психолого-педагогической коррекции. Социально-бытовое и социально-педагогическое направление реабилитации включает формирование и развитие жизненных навыков, персональной сохранности, формирование позитивных интересов в разных сферах жизни (досуг, творческая деятельность, здоровый образ жизни, умение пользоваться информационными коммуникациями и др.), выработка навыков независимого образа жизни.
В отделении социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи работает современная сенсорная комната «Снузлин», позволяющая эффективно проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Сеансы в сенсорной комнате служат как основной, так и дополнительной реабилитационной технологией, в зависимости от поставленной задачи реабилитационного курса.
Каждый второй ребенок, поступающий на реабилитацию, нуждается в услугах логопеда, Логопеды используют в практике работы высокотехнологичный аппарат «Лингва» и компьютерную программу «Логотренажер», что позволяет эффективно проводить коррекцию нарушений, развивать речь.
Учителями - дефектологами отделения разработаны программы организации работы с детьми с диагнозом ЗПРР, ДЦП, сурдопедагог успешно работает по развитию речевого слуха у детей, пользующихся индивидуальными слуховыми аппаратами (ИСА) и детей с кохлеарными имплантами, в работе со всеми детьми широко используются возможности комнаты Монтессори.
Специалисты отделения имеют уникальную возможность проводить занятия с использованием технологий Лекотеки. Лекотека как служба психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, работает в учреждении сравнительно небольшой срок. Создание такой службы стало возможным благодаря партнерскому проекту «Я буду учиться!», реализуемому Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и компанией «Амвэй».
Служба Лекотеки состоит из 4 направлений: психолого-педагогическоое сопровождение, музыкальное развитие, обучение навыкам игровой деятельности и самообслуживания, дефектологическая и психологическая помощь. Реализацию названных направлений осуществляют педагоги – психологи, социальные педагоги, учитель – дефектолог, логопед и музыкальный руководитель.
Музыкальные руководители, преподаватели изобразительного искусства и декоративно-прикладного искусства, инструкторы по труду решают задачи выявления и развития творческих способностей. Конструирование, работа с аппликацией, обучение элементам ремесленного труда в мастерской ручного труда и столярной мастерской, обучение навыкам работы акварелью, скульптура из глины и пластилина, бумагопластика, батик, обучение основам работы на персональном компьютере, знакомство с обучающими программами, знакомство с основами ухода за домашними животными и комнатными растениями.участие в кукольных спектаклях, участие в подготовке и проведении народных и традиционных праздников, посещение выставок, музеев, театральных спектаклей, выезды в нерпинарий, на Байкал, музей под открытым небом Тальцы, участие в викторинах, конкурсах, фестивалях и многое другое создают оптимальные условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями и его семья могут наиболее полно использовать физический и психологический потенциал для реализации права ребенка на счастливое детство, на образование, на полноценную жизнь в обществе.
Специалисты отделения глубоко убеждены, что, общаясь друг с другом, участвуя в совместных экскурсиях, посещениях выставочных залов, художественных галерей, музеев, церкви, заповедников, в вечерах-развлечениях, дети получают столь необходимую им социализацию. Творческая деятельность ребят, проявляющаяся в рисовании, пении, танцах, и т.д., помогает им самоутвердиться, раскрыть свои потенциальные возможности, познать самих себя. Участие в фестивалях, выставках, в концертах, соревнованиях дают возможность ребёнку-инвалиду пережить ситуацию успеха, поверить в себя, обрести друзей среди здоровых детей.
В результате социокультурной реабилитации ребёнок учится воспринимать так самого себя, чтобы не было необходимости всякий раз доказывать другим, что он такой, как все.
Специалистами психолого-педагогической помощи проводятся консультации и обучение приемам коррекции родителей, привлечение их к клубной работе, к организации и проведению социокультурных мероприятий, ведутся занятия-практикумы по формированию речи и слуха, консультации, мастер-классы по обучению приемам по развитию мелкой моторики, развитию творческих способностей.
Получив в Центре разноплановую психолого-педагогическую и социально-педагогическую поддержку, дети ограниченными возможностями возвращаются домой с позитивными изменениями в динамике душевного здоровья, с правильным осознанием своих возможностей, с устойчивыми коммуникативными навыками, без которых невозможна интеграция в общество, более уверенно смотрят в завтрашний день.