Виды и методы реабилитации:
1. Медицинская реабилитация (аппаратная физиотерапия, магнитотерапия, светолечение, водолечение, медицинский и аппаратный массаж, лечебная физическая культура, и др.)
2. Социально-психологическая реабилитация (психолого-педагогическая диагностика, психолого- педагогическая коррекция и др.)
3. Социально-педагогическая реабилитация (обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, навыкам общения и другим формам жизнедеятельности; проведение мероприятий по консультативно-просветительской работе с родителями (законными представителями) по вопросам организации реабилитационной и развивающей работы с ребенком в домашних условиях.
В учреждении эффективно используется самое современное реабилитационное оборудование: аппараты для обучения ходьбе и ползанию, вертикализаторы,опоры, модульное оборудование, тренажер «Гросса», рефлекторно-нагрузочное устройство «Гравистат», «Фаэтон», «Адели»
Тренажёрный зал оснащен таким оборудованием, как стол для механотерапии, оксицикл, велоэргометр , вертикализаторы и аппарат «Гросса», которые формируют у детей новые двигательные стереотипы самообслуживания, заметный эффект в рефлекторно-двигательной сфере дают занятия в зале ЛФК, где используется рефлекторно-нагрузочное устройство «Гравистат» , в комплексе с массажем, мануальной терапией и рефлексотерапевтическими методами: иглоукалывание, поверхностная рефлексотерапия, фармакопунктура, точечный массаж, цубо-терапия, механотерапия , лазеропунктура и ультразвуковая ,ДЭНС-терапия (динамическая электронейростимуляция). С открытием нового корпуса внедрены новые методики физиотерапевтических процедур- кедровая фитобочка(мини-сауна), сухая углекислая ванна «Реабокс», магнитотерапия . В кабинете механотерапии используют тренажёры Artromot для разработки суставов голеностопных, коленных, локтевых и тазобедренных позволяют увеличить объём движений и уменьшить выраженность контрактур.
В кабинете аппаратной нейрореабилитации успешно применяются лимфодренажный аппарат «Старвак», массажное кресло, многофункциональная кровать-массажёр.
Ведущие реабилитологи нашего центра, прошедшие обучение у немецких специалистов методам и приёмам кинестетики, имеют возможность в зале ЛФК для индивидуальных занятий, обучать этим приемам детей и их родителей. Успешно используется метод компьютерной стабилометрии и тренажёр биологической обратной связи (БОС), позволяющий выявить расстройства равновесия при различных заболеваниях на раннем этапе, специализированные тренажёры -велосипеды фирмы «Рифтон» помогают детям, у которых недостаточно развита координация и отсутствуют навыки ходьбы, эти специализированные велотренажеры снабжены регулируемой системой поддержки туловища и снабжены абдуктором разводящим блоком. В центре открыта и функционирует сомнологическая лаборатория, используемая для дифференциальной диагностики нарушений сознания эпилептического и неэпилептического генеза в детском возрасте.
На протяжении всего курса реабилитации дети получают спелеотерапию, кислородный коктейль и фитосборы.
Сурдологами центра проводится компьютерная настройка аналоговых и цифровых индивидуальных слуховых аппаратов, настройка речевых процессоров у детей с кохлеарными имплантами. В лаборатории центра изготавливаются высококачественные ушные вкладыши для индивидуальных слуховых аппаратов из современных материалов.
Новой технологией в организации социально-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста стала лекотека - служба психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Создание такой службы стало возможным благодаря партнерскому проекту «Я буду учиться!», реализуемому Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и компанией «Амвэй».
Служба Лекотеки состоит из 4 направлений: психолого-педагогическое сопровождение, музыкальное развитие, обучение навыкам игровой деятельности и самообслуживания, дефектологическая и логопедическая диагностика и коррекция.
В рамках реабилитационных мероприятий по осуществлению психологической и дефектологической коррекции, в организации помощи родителям, воспитывающих детей с особыми потребностями, используются так же возможности технологии «Снузлин» - сенсорной комнаты, приобретенной в 2011году правительством Иркутской области у английской компании «Рехаб энд медикал».
Оборудование сенсорной комнаты, позволяет оптимизировать процесс релаксации, процесс активизации психической деятельности различных категорий реабилитируемых детей, является одним из важнейших дополнительных средств реабилитации. Занятия в сенсорной комнате способствуют также снятию у родителей напряжения, тревожности, улучшают общее состояние организма, создают оптимальные условия для диалога «родитель-психолог».
Психологическая служба Центра использует в работе различные техники, информационные технологии, специалистами разработан цикл занятий для родителей, в том числе в сенсорной комнате, педагоги знакомят родителей с потенциалом игрового материала , представленного в Лекотеке, обучают технологиям его использования в работе с ребенком. В рамках совместных занятий, которые в дошкольном образовании принято называть сопряженными действиями или действиями «рука в руке», педагоги стараются убедить родителей, что секрет успешного преодоления трудностей в развитии навыков самообслуживания, коммуникативных навыков ребенка, игровых навыков заключается в желании и умении родителей активно работать по профилактике и предупреждению появления и закрепления негативных поведенческих навыков, проявлений бытовой и педагогической запущенности.
В целом реализация индивидуальных маршрутов реабилитации, профилактика детской инвалидности с использованием современных технологий и высокотехнологичного оборудования позволяет повысить эффективность социальной реабилитации, улучшить состояние здоровья детей, повысить качество жизни семей, воспитывающих ребенка с особыми потребностями.